Оглавление:
Международное право не детерминирует понятия «международный морской пролив или канал». Применительно к настоящей работе, под международными морскими проливами следует понимать естественно образованное, относительно узкое морское пространство, разделяющее материковые или островные участки суши, часть водной поверхности которых используется в интересах международного судоходства.
Географически международные проливы можно разделить на те, которые связывают территориальные моря, воды ИЭЗ припроливных государств и пространства открытого моря (например, Гибралтарский или Магелланов пролив), а также пространства открытого моря с территориальными и внутренними водами прибрежного государства (например, Керченский пролив). Под международными каналами следует понимать искусственные морские пути, сооруженные, как правило, на территории одного государства и соединяющие пространства ИЭЗ и открытого моря различных водных бассейнов.
В статье рассматриваются некоторые вопросы о правовом режиме международных проливов и международных морских каналов на основе анализа международно-правовых актов, общетеоретических материалов, научных подходов и авторского понимания.
Ключевые слова: правовой режим, международный пролив, международный морской канал, международно-правовой акт, материалы, подходы, анализ Многие столетия морские державы сражались за контроль над проливами, ведь они наряду с каналами играют весьма значимую роль.
Государства, владеющие каналами или проливами, могли устанавливать военную или
Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права. По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов: 1) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода; 2) проливы, в которых устанавливается транзитный проход. Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, делятся на две разновидности: а) проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мсссинский пролив в Италии); б) проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).
Проливы, в которых устанавливается транзитный проход, также делятся на две разновидности: а)
В.Т.
Батычко Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. Международные проливы — это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства.
К ним относятся Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтар, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Сингапурский, Корейский, Магелланов и другие — помельче. Режим этих проливов регулируется общими нормами международного права и предусматривает свободу прохода всех судов на принципе равенства флага.
Свободен также пролет самолетов Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.
Так, проход через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в швейцарском городе Монтрё. Суть режима в том, что для прохода военных судов предусмотрены определенные ограничения, хотя они и освобождены от сборов.
Стр 27 из 28 Международные проливы — это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства.
Свободен также пролет самолетов. Режим других международных
Международное право не детерминирует понятия «международный морской пролив или канал».
Применительно к настоящей работе под международными морскими проливами следует понимать естественно образованное, относительно узкое морское пространство, разделяющее материковые или островные участки суши, часть водной поверхности которых используется в интересах международного судоходства.
Под международными каналами следует понимать искусственные морские пути, сооруженные, как правило, на территории одного государства и соединяющие пространства ИЭЗ и открытого моря различных водных бассейнов.
Мирный проход в территориальных водах плавание судов через территориальные воды прибрежных государств либо с целью пересечь эти воды, не заходя во внутренние морские воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, либо с целью пройти во внутренние воды, или выйти из них в открытое море, или стать на таком рейде или у такого сооружения.
Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым.
К таким нарушениям относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности
Проливы представляют собой естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же территориального моря или отдельных морей и океана.
При установлении правового режима морских проливов особую роль играют два фактора: географическое положение и значение для международного судоходства. Не являются международными проливы, представляющие собой проход во внутренние воды государства (Ирбенский пролив) или не используемые для международного судоходства и в силу исторических причин составляющие внутренние морские пути (пролив Лаптевых, Лонг-Айлендский пролив).
Правовой режим таких проливов устанавливается в национальном законодательстве прибрежного государства. Основа правового режима международных проливов – сочетание интересов прибрежных (припроливных) государств и государств, пользующихся этими проливами.
По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов:
Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, подразделяются на две разновидности:
Режим мирного прохода в международном проливе аналогичен режиму мирного прохода в территориальном море (территориальных водах).