zakondostatka.ru

Правовой режим проливов и каналов

Правовой режим проливов и каналов, используемых для международного судоходства


Международное право не детерминирует понятия «международный морской пролив или канал». Применительно к настоящей работе, под международными морскими проливами следует понимать естественно образованное, относительно узкое морское пространство, разделяющее материковые или островные участки суши, часть водной поверхности которых используется в интересах международного судоходства.

Географически международные проливы можно разделить на те, которые связывают территориальные моря, воды ИЭЗ припроливных государств и пространства открытого моря (например, Гибралтарский или Магелланов пролив), а также пространства открытого моря с территориальными и внутренними водами прибрежного государства (например, Керченский пролив). Под международными каналами следует понимать искусственные морские пути, сооруженные, как правило, на территории одного государства и соединяющие пространства ИЭЗ и открытого моря различных водных бассейнов.

О правовом режиме международных проливов и международных морских каналов

 В статье рассматриваются некоторые вопросы о правовом режиме международных проливов и международных морских каналов на основе анализа международно-правовых актов, общетеоретических материалов, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: правовой режим, международный пролив, международный морской канал, международно-правовой акт, материалы, подходы, анализ Многие столетия морские державы сражались за контроль над проливами, ведь они наряду с каналами играют весьма значимую роль.

История человечества знает кровопролитные битвы за тот или иной водный канал или пролив. Они имеют существенное значение для функционирования и развития государств. Право владения тем или иным проливом или каналом означало для государства, владеющего им, возможность регулировать и контролировать морские сообщения.

Государства, владеющие каналами или проливами, могли устанавливать военную или

Правовой режим международных проливов и каналов

Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права. По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов: 1) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода; 2) проливы, в которых устанавливается транзитный проход. Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, делятся на две разновидности: а) проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мсссинский пролив в Италии); б) проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).

Проливы, в которых устанавливается транзитный проход, также делятся на две разновидности: а)

Лекция 10. Территория в международном праве

В.Т.

Батычко Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. Международные проливы — это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства.

К ним относятся Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтар, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Сингапурский, Корейский, Магелланов и другие — помельче. Режим этих проливов регулируется общими нормами международного права и предусматривает свободу прохода всех судов на принципе равенства флага.

Свободен также пролет самолетов Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.

Так, проход через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в швейцарском городе Монтрё. Суть режима в том, что для прохода военных судов предусмотрены определенные ограничения, хотя они и освобождены от сборов.

Правовой режим международных проливов и каналов.


Стр 27 из 28 Международные проливы — это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства.

Проход торговых судов в мирное время свободный с уплатой маячных и санитарных сборов.

На земном шаре насчитывается несколько сотен морских проливов, но только около 100 из них используются для международного судоходства. Судоходное значение проливов учитывается в экономике и в политике. Ряд международных проливов весьма важны для судоходства. К их числу можно отнести такие проливы, как Ла-Манш, Па-де-Кале (Дуврский), Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Магелланов и др.
Достаточно сказать, что, например, через Ла-Манш и Па-де-Кале ежегодно проходят более 400 тыс.судов, а через Гибралтарский пролив — свыше 150 тыс. судов. Режим этих проливов регулируется общими нормами международного права и предусматривает свободу прохода всех судов на принципе равенства флага.

Свободен также пролет самолетов. Режим других международных

Правовой режим проливов и каналов, используемых для международного судоходства

Международное право не детерминирует понятия «международный морской пролив или канал».

Применительно к настоящей работе под международными морскими проливами следует понимать естественно образованное, относительно узкое морское пространство, разделяющее материковые или островные участки суши, часть водной поверхности которых используется в интересах международного судоходства.

Географически международные проливы можно разделить на те, которые связывают территориальные моря, воды ИЭЗ припроливных государств и пространства открытого моря (например, Гибралтарский или Магелланов пролив), а также пространства открытого моря с территориальными и внутренними водами прибрежного государства (например, Керченский пролив).

Под международными каналами следует понимать искусственные морские пути, сооруженные, как правило, на территории одного государства и соединяющие пространства ИЭЗ и открытого моря различных водных бассейнов.

Рекомендуем прочесть:  Дневная ставка оклада

Право мирного и транзитного прохода в Конвенции по мор­скому праву 1982 г.

Мирный проход в территориальных водах  плавание судов через территориальные воды прибрежных государств либо с целью пересечь эти воды, не заходя во внутренние морские воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, либо с целью пройти во внутренние воды, или выйти из них в открытое море, или стать на таком рейде или у такого сооружения.

Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым.

К таким нарушениям относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности

Правовой режим международных проливов

Проливы представляют собой естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же территориального моря или отдельных морей и океана.

Постановка на якорь допустима, если это связано с обычным плаванием или необходимо вследствие непреодолимой силы либо для оказания помощи терпящим бедствие. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
Международные проливы – это проливы, используемые для международного судоходства.

При установлении правового режима морских проливов особую роль играют два фактора: географическое положение и значение для международного судоходства. Не являются международными проливы, представляющие собой проход во внутренние воды государства (Ирбенский пролив) или не используемые для международного судоходства и в силу исторических причин составляющие внутренние морские пути (пролив Лаптевых, Лонг-Айлендский пролив).

Правовой режим таких проливов устанавливается в национальном законодательстве прибрежного государства. Основа правового режима международных проливов – сочетание интересов прибрежных (припроливных) государств и государств, пользующихся этими проливами.

Правовой режим международных проливов и каналов

По правовому режиму навигации выделяются следующие виды международных проливов:

  1. 1) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода;
  2. 2) проливы, в которых устанавливается транзитный проход1.

Проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода, подразделяются на две разновидности:

  1. б) проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).
  2. а) проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мессинский пролив в Италии);

Режим мирного прохода в международном проливе аналогичен режиму мирного прохода в территориальном море (территориальных водах).

Back to Top