zakondostatka.ru

Модели социального партнерства в сфере трудовых отношений

Введение


В России исследование социально-экономической природы, механизмов реализации социального партнерства особенно актуально. Если в Западной Европе правовая база трудовых отношений, также как и практика ее применения оставались стабильными на протяжении нескольких последних десятилетий, то в России, где происходит трансформация производственных отношений и меняются субъекты этих отношений, идет интенсивный и во многом хаотический поиск модели трудовых отношений. Развитие рыночных отношений, формирование многоукладной экономики, появление и рост слоя предпринимателей и собственников требуют новых подходов к формированию на предприятиях трехстороннего партнерства между предпринимателем (работодателем), профсоюзами и наемной администрацией.

При выполнении данной работы передо мной стояли следующие задачи: 1) рассмотреть социальное партнерство как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;

Российская модель социального партнерства

социальный правовой партнерство Рассмотрим Российскую модель социального партнерства для объективного понимания проблемы становления института социального партнерства.

В настоящее время вопросы развития социального партнерства закреплены в Трудовом кодексе РФ.

В соответствии со ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

предполагает заключение трехсторонних соглашений на следующих уровнях: — федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере

Российская модель социального партнерства

Конкретные черты модели социального партнерства определяются главным образом несколькими условиями, которые, естественно, различаются по странам.

К ним относится сложившаяся государственность, политическая система, социально-экономическая политика правительства, развитие профсоюзного движения, политическая и экономическая культура, а также уровень и характер взаимоотношений между объединениями работников и объединениями работодателей, специфика трудовых отношений и статус переговорных процессов разного уровня.

В России социальное партнерство в трудовых отношениях складывается как трехстороннее представительство, то есть трипартизм1. Это во многом связано с традиционно сильной ролью государства, а также необходимостью присутствия государства на рынке труда и как арбитра, и как партнера-работодателя. Государство в России сохраняет ведущие позиции на рынке труда как работодатель.

На государственных и муниципальных предприятиях занято более 25 млн.

Современные модели социального партнерства в социально-трудовой сфере Текст научной статьи по специальности «Социология»

играют также дискриминационные факторы, которые делают данный процесс во многом вынужденным, что особенно характерно для России. Бизнес вообще традиционно считается мужским занятием.

Согласно патриархальным представлениям, «естественным», биологически обусловленным предназначением женщины выступает роль матери, жены, хозяйки дома, хранительницы очага. Будучи доминирующим полом, мужчины крайне неохотно допускают женщин к занятиям бизнесом, рассматривая их как «неполноценных» и «второсортных».

Здесь следует обратить внимание на следующее обстоятельство.

По существу, все «обсуждение» различий между предпринимательством женщин и мужчин идет в плане оценки гендерных преимуществ одних и слабости других, а речь должна идти совсем о другом. Предпринимательство предполагает насыщение рынка качественными товарами и услугами, а кто и как их поставил на рынок — дело второстепенное. Традиционное

12. Содержание отношений социального партнерства в сфере труда.


Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).
Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

Стр 8 из 10

Социальное партнерство в системе трудовых отношений

Социальное партнерство занимает совершенно особое место в системе трудовых отношений. Ряд экспертов считает, что социальные вопросы, прежде всего занятость, должны быть критериями обоснованности принимаемых решений и подчинять себе экономическую эффективность развития производства.

Финансовые рычаги управления должны стать основой обеспечения социального равновесия в обществе.

В достижении гармоничного развития социально-трудовой сферы, обеспечивающего высокую степень реализации трудового потенциала, и должен состоять основной результат преобразований в экономике.

В сфере труда социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Система социального партнерства включает в себя субъекты, объекты, формы, уровни и механизмы реализации.

Социальное партнерство в сфере трудовых отношений (стр.

3 из 6)

Изучая сущность социального партнерства, приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Развитие института социального партнерства в России Смена типа социально-трудовых отношений в России, социальные издержки этого процесса поставили перед социологами, политологами, философами, экономистами и юристами задачу научно обосновать социальное партнерство как общественное явление, объяснить его противоречия, наметить перспективы развития, проанализировать формы регулирования. Социальное партнерство — категория зрелой рыночной экономики, для которой характерна институционализация социальных партнеров.

Формальным началом утверждения социального партнерства можно считать создание Международной организации труда, строящей свою работу на принципах трипартизма.

Глава 7. Социальное партнерство в сфере труда

доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

Значительная роль в совершенствовании отношений СП принадлежит Российской трехстороннейкомиссии (РТК), которая действует с 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ, а с мая 1999 г. согласно закону РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», и трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Федерации.
К компетенциям РТК как постоянно действующему органу социального партнерства относятся подготовка и подписание генерального соглашения, рассмотрение вопросов о ходе его реализации; обобщение опыта трехстороннего сотрудничества; проведение консультаций, связанных с разработкой проектов законов и иных нормативных правовых актов, федеральных целевых программ в области труда, занятости, миграции рабочей силы, социального обеспечения; изучение международного

Социальное партнерство в сфере трудовых отношений (стр.

4 из 6)

В ближайшее время следует ожидать усиления ряда тенденций в развитии российской модели социального партнерства. В структуре системы социального партнерства это: — повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне; — развитие межрегионального уровня взаимодействия (социальное партнерство на уровне федеральных округов); — развитие территориального уровня системы социального партнерства (на уровне муниципальных образований и на межмуниципальном уровне); — укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сферы их влияния; — конкретизация колдоговорных обязательств на локальном уровне.

Совершенствование системы социального партнерства чрезвычайно важно для повышения эффективности социальной политики.

Back to Top